О Борисе Фёдоровиче Балашове

Начало 16.01.2023 

Жизнь в Баку

Волковичи

Нюбин

Жуковка

Жизнь в Баку

Семья Балашовых снимала четырехкомнатную квартиру в Баку.

Волковичи

Отец Бориса Федоровича - Федор Алексеевич Балашов родился 15.02.1984 в селе Волковичи Кошкинской волости Алексинского уезда Тульской губернии.

Краткие сведения

Деревня Волковичи находится на равнине, пересеченной балками и оврагами, вблизи деревни Искань, примерно в 5-ти км от железнодорожных станций Романовские дачи и Приокская Курского направления. В 3,8 км западней от Волкович протекает река Ока, по которой проходит естественная граница, разделяющая Московскую, Калужскую и Тульскую области. Расстояния до городов: Алексина - 40 км, Тулы - 80 км, Москвы - 110 км.

В 1941 году в 8 километрах от деревни были остановлены наступающие на Москву немецкие войска. На территории деревни находится обелиск Погибшим односельчанам.

Метрики

До конца 18 века село Волковичи относилось к Коломенской епархии (само село до 1776 г. было в составе Тарусского уезда Московской губернии), поэтому ранние метрические книги отложились в фонде Коломенской епархии, который в советское время был передан в ГАТО из Москвы. Сохранились метрики за 1773, 1774, 1781, 1782, 1784, 1790-1793, 1795-1797. С начала 19 в. село стало принадлежать к Тульской епархии, по нему сохранились метрики в фонде Тульской духовной консистории (ф. 3) и собрание метрических книг Тульской и Калужской губерний (ф. 93), увы, не полностью. Есть 1803, 1805, 1808, 1809, 1811, 1813, 1814, 1816-1821, 1824, 1825, 1827-1833, 1835, 1837-1844, 1846-1864, 1866-1875, 1880-1885, 1887-1898, 1900-1907, 1909-1915. Помимо консисторских экземпляров, в собрании метрических книг Тульской и Калужской губерний (ф. 93) и в коллекции церквей Тульской губернии (ф. 256) сохранились церковные экземпляры, правда, неполные. Есть часть 1 (рождения) за 1847-1918 и часть 2 (браки) за 1916-1918 гг. В целом, сохранность неплохая. С ревизиями ситуация в Туле весьма необычная: в архиве сохранились уездные переписные комиссии, в которых отложились ревизские сказки за 1782-1858 гг., по описи установил, что по Алексинскому уезду ревизии сохранились достаточно полно.

В 1990-е многие метрики и ревизии были отмикрофильмированы мормонами и один экземпляр микрофильмов остался в распоряжении архива. Именно с микрофильмов в архиве решили делать цифровые копии, что, как показало исследование, было большой ошибкой, т.к. качество не очень высокое, плохая контрастность. Собственную оцифровку архив тоже ведет, но не очень активно.

История села

Первое известное упоминание о селе Волковичи, встречается в льготной жалованной грамоте Царя Иоанна IV Васильевича Грозного, дарованной Серпуховскому Введенскому Владычному монастырю в 1559 году: «… дали есмя им в дом Пречистые Богородицы, в Торусском уезде, два сельца Искань да Волковичи, а против тех дву сельцов взяли есмя у них на Себя, в Переславском уезде, сельцо Татариново с деревнями». Царь взял себе монастырскую вотчину в Переяславском уезде, взамен, предоставив обители свои земли. При этом Иоанн Васильевич освобождал, теперь уже монастырских крестьян, от разных повинностей и платы казенных пошлин: «И Яз Царь и Великий Князь Владыченского монастыря игумена Деонисья с братьею пожаловал: хто у них в тех сельцех, на Искани да на Волковичах, учнет жити людей и крестьян, и тем их людем и крестьяном не надобе Моя Царева Великого Князя дань… ни иные им ни которые пошлины не надобе».

26 февраля 1764 года, Императрицей Екатериной II был подписан Манифест о секуляризации монастырских земель. Все церковные вотчины (в т.ч. 911 тысяч душ крестьян) были переданы из духовного ведомства в Коллегию Экономии. На содержание монастырей и архиерейских домов были назначены штатные оклады. Село Волковичи, вместе с населением перешло в собственность государства.

Из клировых ведомостей за 1916 год, следует, что Приходу храма Покрова Пресвятой Богородицы села Волковичи принадлежали: построенная в 1902 г. из камня сторожка и в 1888 г. – церковно-приходская школа, где в 1916 году обучалось 60 мальчиков и 31 девочка. В селе Волковичи на этот период времени находилось 63 хозяйства и проживало 211 мужчин и 238 женщин. Общая численность прихожан, включая близлежащие населенные пункты, составляла 1983 человека.

Церковь

П.И. Малицкий, Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895 г. Алексинский уезд, стр. 78.

Село Волковичи расположено в местности, богатой лесом и ключевою водою, на берегах небольшой речки Яменины, в 3-х верстах от Оки, в расстоянии от городов Тулы 80 верст, от уезднаго – Алексина 40 верст и от станции Иваново Московско-Курской железной дороги 3 верст. В состав прихода кроме села Волковичей, входят деревни: Шеверено, Нашково, Тетюрево и Ланшино, населенныя крестьянами-земледельцами, в количестве 726 душ мужского пола и 832 женского пола. Когда и как образовался приход в с. Волковичей, указаний на это нет; названи же "Волковичи" он получил, как полагают, от густых и глухих лесов, покрывавших, лет сто тому назад, эту местность, следы которых и до настоящего времени сохранились в сплошной, молодой поросли. В этих местах, по народному предания, в громадном количестве обитали или витали волки. Отсюда, через сочетания двух понятий (волк и витать) образовалось название "Волковичи".

Существующий ныне в приходе деревянный храм, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, есть уже по счету третий со времени образования прихода, устроенный на средства прихожан в 1786 году, в замен двух, бывших прежде, также деревянных; летописных известий о прежних храмах не сохранилось, хотя место предпоследнего храма и обозначено небольшой часовней, отстоящей на 3 сажени от настоящего храма к западу. Последний храм строился неодновременно. В 1836 году он был расширен на церковныя средства и при пособии прихожан, а в 1850 и 1860 годах дополнен двумя приделами с алтарями: в правом - во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", а в левом - во имя св. Николая Чудотворца. ... В 1852 году обветшалый иконостас в настоящей церкви был заменен новым пятиярусным, благолепно и щедро украшенным ценными иконами ... Постоянные доходы храма % с капитала в 2107 руб. Имеется и запасной капитал около 6000 руб. для устройства новой каменной церкви. Притч состоит из священника и псаломщика. Земли церковной состоит: 3 д. усадебной, 29 д. 400 с. полевой, 4. д. 1473 с. сенокосной и 5 д. 71 с. неудобной. Церковно-приходское попечительство существует с 1885 г.; с того же года открыта церковно-приходская школа.

Существующий ныне каменный храм (четвертый со времен образования прихода) был построен в 1902 году на средства прихожан и благотворителей. Главный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и два в трапезной: во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца. Церкви принадлежали: построенная в 1902г. из камня сторожка и в 1888г. – церковно-приходская школа, где в 1916 году обучалось 60 мальчиков и 31 девочка. В с. Волковичи на этот период времени находилось 63 хозяйства и проживало 211 мужчин и 238 женщин. Общая численность прихожан, включая близлежащие населенные пункты, составляла 1983 человека (Клировые ведомости за 1916 г.).

После закрытия храма в 1930-е годы в нем было устроено зернохранилище. После ликвидации и разрушения в 50-е годы XX века величественной колокольни здание храма стало еще более разрушаться. Богослужения в поруганной святыне возобновились в конце 90-х годов прошлого века. В настоящее время, при помощи благотворителей, храм постепенно начинает возрождаться. Налаживается приходская жизнь.

Первое летописное упоминание о с. Волковичи датируется 1559 годом: царь Иоанн IV Васильевич Грозный взял себе вотчину Серпуховского Введенского Владычного монастыря в Переяславском уезде, взамен предоставив обители эти земли, в том числе сельцо Волковичи.

После подписания 26 февраля 1764 года Императрицей Екатериной II Манифеста о секуляризации монастырских земель село Волковичи Все церковные вотчины было передано из духовного ведомства в Коллегию Экономии и перешло в собственность государства.

Основной объём - высокий односветный четверик, несущий мощный восьмерик. Последний перекрыт полигональным куполом с не совсем обычной, близкой к шеломообразной главкой на гранёном барабане. С востока к четверику примыкает полуциркульная апсида под конхой. Трапезная, расположенная с западной стороны, значительно шире четверика. Трёхъярусная с полуярусом колокольня не сохранилась (хотя старинные фото с её изображением мне отыскать таки удалось). Наружный декор храма интересен и вы прекрасно видите его на моих фото. И в очередной раз с грустью пишу, что в 30-е годы прошлого века храм был закрыт, осквернен, разграблен, снесены венчания, и в нём устроили зернохранилища. А в 50-е годы, как раз на пике хрущевских гонений на религию, богоненависники уничтожили ту самую величественную красаву-колокольню...

Нюбин

Клюкин С.И. Порецкая учительская семинария в документах: к 150-летию открытия семинарии (электронный вариант). Нижний Новгород, 2021.

Василий Федосеевич Ню́бин – родоначаальник известной учительской динаастии Ню́биных. Он родился 26 декабря 1889 года в с. Жуковка Петровского района Саратовской области, проживал в с. Порецкое. В 1912 году успешно закончил Поре́цкую учительскую семинарию, получил диплом народного учителя и начал педагогическую деятельность, служа учителем в двухклассной образцовой школе при Поре́цкой учительской семинарии. Летом 1914 года был призван в царскую армию, участвовал в первой империалистической войне. В 1917 году вступил в Красную Армию, воевал против белополяков на фронтах гражданской войны. В 1921 году вернулся к учительскому труду – работал в начальной, семилетней и средней школах села Порецкое. В 1930 – 1933 годах был военруком в Поре́цком педагогическом техникуме, заведовал метеорологической станцией педагогического техникума. С 1933 по 1937 год заведовал Лобачёвской начальной школой. 26 июля 1937 года В.Ф. Ню́бин был арестован по обвинению в преступлениях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 статьи 58 УК РСФСР, как состоявший в контрреволюционной эсеровской группе и осуществлявший контрреволюционную деятельность. Содержался под стражей в Ала́тырской тюрьме. Спецтройкой при НКВД ЧАССР 30 декабря 1937 года приговорён к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет, считая срок с 21.07.1937. Умер в заключении 31 августа 1942 года. Реабилитирован 13 февраля 1957 года. Президиумом Верховного суда ЧАССР постановление спецтройки в отношении Ню́бина В.Ф. отменено и дело произво́дством прекращено за недоказанностью обвинения.

Жуковка

Село Жуковка Жуковской волости Петровского уезда Саратовской губернии.

Село Жуковка (также Екатерингоф, Рождественское) было основано в начале XIX века при реке Казачка, неподалеку от впадения в неё оврага Муханка. В 1809 году тщанием местного землевладельца, гвардии подпоручика Петра Андреевича Жукова, здесь был выстроен каменный православный храм с престолами во имя Рождества Пресвятой Богородицы и во имя святителя и чудотворца Димитрия Ростовского.

На 1830-е годы в селе насчитывалось тридцать дворов. В канун отмены крепостного права в Жуковке, принадлежавшей помещице Бахметьевой, в шестидесяти (по X ревизии - 71) дворах проживало 369 (268) и 357 (277) женщин, проводилась ярмарка. Немного севернее пролегал почтовый тракт из Петровска в Сердобск. После реформы село с одним обществом крестьян-собственников стало центром одноименной волости Петровского уезда, в которую входило ещё 15 населённых пунктов. По статистическим данным 1884 года, в Жуковке числилось 133 домохозяина, - 292 мужчины и 320 женщин приписного населения; 12 семей постоянно проживало на стороне. Грамотой владели 13 мужчин и одна женщина, обучалось десять мальчиков. Проживали селяне в 116 деревянных избах, из которых только две были крыты деревом и железом, а остальные - соломой; все дома топились по-белому. Крестьянский надел состоял из одного участка в 572 десятины удобной черноземной земли, половина отводилась под пашни. На территории надела находилось четыре оврага. У 78 семей имелось 903 десятины собственной земли; также 69 семей арендовали вненадельную и надельную землю. Сеяли рожь и, немного меньше, овес. В хозяйстве держали 202 лошади, 106 жеребят, 159 коров, 119 телят, 610 овец и 193 свиньи. В семи дворах разводили пчёл, всего было 109 ульев. Работало восемь промышленных заведений, кабак и две торговые лавки. Ближайший базар находился в 12 верстах.

В 1911 году в селе насчитывалось 124 двора с 363 мужчинами и 398 женщинами. Работали земская школа, больница (устроена в 1893-94 годы), ветеринарный пункт, почтовая контора; надельной земли имелось 209 десятины, купленной 514 и арендованной - 453; почти половину посевов занимала рожь, немного больше четверти - овес; также понемногу сеяли просо и подсолнечник. Рабочего скота держали 179 особей, молочного 145, гулевого 287, мелкого 1612. Из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий применялось 80 железных плугов, две жнейки, две молотилки и 31 веялка. Ежегодно на Крестовоздвижение проводилась ярмарка. К 1912 году открылся фельдшерский пункт, а ещё год спустя - жуковский врачебный участок на 4 кровати.

После революции Жуковка стала центром сельсовета, а также волости Петровского уезда. Церковь была закрыта, однако разрушений избежала; здание использовалось как склад. В селе был организован колхоз "Знамя коммунизма". В поздние советские годы Жуковка являлась частью Асметовского сельсовета Петровского района и колхоза "Ленинский путь" (центральная усадьба в Асметовке; колхоз "Знамя коммунизма" присоединен в 1958 году). Работали школа, больница (по некоторой информации, разместившаяся в бывшей барской усадьбе). К восьмидесятым годам село опустело и было исключено из списков населённых пунктов; при этом большинство соседних поселений, входивших до революции в Жуковскую волость, исчезло ещё раньше. На 1989 год здесь стоял только один сарай. Церковь, устоявшая в годы гонений, была разрушена до семидесятых годов. К началу нового века на территории опустевшего села находился летник. В настоящее время о некогда богатом и значимом населённом пункте напоминают лишь следы построек, кладбище и мраморная плита, находившаяся ранее на территории храма.

Kommentare

Beliebte Posts aus diesem Blog

ВОСПОМИНАНИЯ Зои Ивановны Балашовой

ДНЕВНИК Александры Соколовой (Румянцевой)